Немецкий язык. Вводный интегративный курс фонетики. Занятие 5. «И»-образные гласные (упр.10). Открытый и закрытый гласные. Открытый и закрытый слоги

  Автор:
  Комментариев нет
  161

Все по порядку. В русском и немецком языке есть вполне похожие гласные. В этом уроке речь идет о гласных, которые на специальном фонетическом языке называются гласными верхнего подъема переднего ряда, при этом они еще и неогубленные (упр.10).

Непосвященные в немецкую специфику с легкостью заменяют русские «и»-образные на немецкие и наоборот. Хотя и русский гласный «и» не так уж прост. Совсем не легко даются русские слова с этим гласным немцам.

В немецком же языке «и-образных» гласных две.  Перепутаешь их друг с другом — и вот он, ярчайший русский акцент. И это не самое худшее, поскольку и акцент может быть вполне мил. Проблема непонимания — это гораздо серьезнее. И вот вместо «mieten» сказали «mitten» или наоборот, или что-то среднее между ними — поди догадайся, о чем шла речь.
Читать далее »

Немецкий язык. Вводный интегративный курс фонетики. Занятие 4. Мелодика. Особенности немецких согласных (упр.5 — 9)

  Автор:
  Комментариев нет
  151

Упражнения 5 и 6 знакомят с мелодическим оформлением утверждения и вопроса, с вопросительным словом и без него. При том, что мы используем только одну пару гласных, мы можем создать игровую ситуацию.

Яркое отличие мелодического оформления немецкого вопроса без вопросительного слова заключается в высоком подъеме в конце: Backt Anna?

Упражнения 2-го урока направлены на закрепление пройденного материала, но также мы закрепляем навык произнесения согласного /l/. Его отличительная особенность создает особый колорит немецкой речи.
Читать далее »

Немецкий язык. Вводный интегративный курс фонетики. Занятие 3. Ритм и фонетическая реализация (упр.2 а — 4)

  Автор:
  Комментариев нет
  134

Вернемся к заданию упражнения 2 на стр 9. Мы будем обсуждать не только типы ударения двухкомпонентных слов, которых в немецком языке очень много, но и особенности согласных.

Так, в зависимости от того, «открывает» согласный /r/ слог (fah-ren) или «закрывает» его (warm), зависит его реализация, консонатная или вокализованная.

Обратите внимание на многочисленные заимствования в русском языке из немецкого. Слово «масштаб» произносится иначе и имеет вего лишь одно ударение, не как в немецком.
Читать далее »

Немецкий язык. Вводный интегративный курс фонетики. Занятие 2. Противопоставление гласных

  Автор:
  Комментариев нет
  140

Итак, знакомство с немецкими гласными мы начали с долгого и краткого «а»-образных гласных.

В фонетике их определяют как гласные нижнего подъема заднего ряда. Интересная формулировка? Да-да, здесь свои особые оси координат — они располагаются внутри ротовой полости — язык продвигается вперед — к передним зубам — и назад вглубь, поднимается выше — подтягиваясь к небу — или наоборот, опускаясь ниже. Конечно, не вся масса языка, а его «спинка». Хотя при произнесении «а»-образных гласных эти перемещения едва ощутимы. «Комок» языка словно отдыхает.
Читать далее »

Немецкий язык. Интегративный курс фонетики. Занятие 1. Построение курса. Упражнение 1а.

  Автор:
  Комментариев нет
  128

Отбирая языковой материал комплекса, автор исходила не только из задачи обучения звуковой стороне языка, но и с целью быстрого освоения общеупотребительной лексики и грамматического минимума.

Начиная тренинг на примере одной пары гласных (при большом разнообразии согласных), мы с каждым последующим уроком увеличиваем их количество (во втором уроке их уже 4, в третьем 6 и т.д.).

Т.о. уже в первом, самом простом упражнении на тренировку всего лишь двух гласных происходит освоение немецких согласных, при разнонаправленном контроле.
Читать далее »

Немецкий язык. Вводный интегративный курс фонетики. Предисловие

  Автор:
  Комментариев нет
  137

В отечественной традиции обучения иностранному языку фонетика занимает особое место. В силу ряда исторических и политических причин (географической удаленности, политической изолированности на протяжении многих десятилетий) оптимальное в таких условиях обучение произносительной стороне языка осуществлялось в «лабораторных условиях». Заслуга разработки фонетического «сознательно-имитативного» метода принадлежит российской фонетической школе. Задачи, решаемые на занятиях по практической фонетике, — это развитие фонетического слуха, овладение произносительной базой изучаемого языка и его фонематической системой. Однако конкретные пути и способы интеграции фонетического аспекта в учебный комплекс остаются достаточно сложными.
Читать далее »

Задачи фонетического обучения

  Автор:
  Комментариев нет
  129

Одним из требований, предъявляемых студентам-филологам в отечественной традиции обучения иностранному языку на протяжении, если не всего ХХ в., то второй его половины являлось овладение корректным произношением.

Бесспорным достижением отечественной фонетической школы является разработка сознательно-имитативного (или аналитико-имитативного) метода, при котором развитие произносительных навыков происходит не просто посредством имитативного тренинга, но сам тренинг, или имитация иноязычных слов, фраз и т.д. происходит в опоре на осознание фонетико-фонологических различий родного и изучаемого языков.
Читать далее »