Театральная методика обучения иностранному языку избегает прямых грамматических или фонетических объяснений и перевода.
Нужно «навести» на произносительные особенности, уточнить их с помощью игровых упражнений. В работе с родным языком такими упражнениями пользуются логопеды.
Эффективной, наглядной в обучении иноязычному произношению может быть и имитация акцента.
В качестве подсказки можно применять жесты. Их можно придумать, а можно использовать готовую систему обозначения звуко-буквенных образов, подобно системе Р. Штайнера.
Интересно использовать и актерский багаж. Это кладезь характерных тембров. В них используется лабиализация, палатализация, веляризация, но термины эти, конечно, будут заменены на длинные описания.
Некоторые приемы мы использовали в работе над небольшой стихотворной пьесой Вильгельма Буша «Накануне дня рождения розы».
Мастер-класс был подготовлен для международной конференции «Германистика 2022: nove et nova» и проведен совместно с кафедрой немецкой фонетики МГЛУ в декабре 2022 г. в рамках прораммы повышения квалификации «Тенденции и методы лингвистических исследований в германистике».
В небольшом ролике можно увидеть, как в начале нашего занятия все прикованы к книге, читают текст хором. Постепенно происходит распределение ролей. Участники все больше отрываются от текста, все свободнее и увереннее включаются в общее действие.
Одновременно мы воссоздаем действенную сторону нашего маленького спектакля. Создаем атмосферу вечернего сада, «наблюдаем» за птицами, насекомыми, используем звукоподражание.
Шумовые и звуковые эффекты не только помогают нарисовать поэтичную картину вечера, но и «навести» на особенности артикуляции.
Музыка и танец создают приподнятое настроение, помогают участникам в поиске характеров персонажей, построения их отношений.
Можно ли использовать в театральной методике фонетические знания? Прежде всего, они нужны обучающему. Чем лучше он владеет ими, тем легче находит возможность применить их в игре.
Т.о. противоположные методы в обучении иностранному языку как профессиональный (дедуктивный, от правил к практике), и натуральный, способ «Бонны» (противоположный первому, назовем его индуктивным) не только соперничают, но и традиционно дополняют друг друга .
Игровая и театральная методики могут быть отнесены ко второму способу обучения. Это долгий кружной путь. И об определенных ограничениях и особенностях в работе над произношением этим способом мы расскажем позже.
Ждем Ваших вопросов.
Средняя оценка: 5 из 5