Преподавателю в помощь. О пособиях и не только

  Автор:
  Комментариев нет
  50

Каждый из преподавателей составляет, подбирает учебные материалы, собирает свой уникальный преподавательский багаж: языковой материал, тексты и аудиозаписи.  Но важно еще правильно их использовать. Все любят свои пироги, не каждый готов перенять чужой рецепт. Приемы нарабатываются. Когда знания подкрепляются практикой. Порой на них наталкиваешься невзначай, если «золотоносная жила» достаточно разработана.

Когда я уже оформила свой комплекс в книжку, выяснилось, что в ней чего-то не хватает. Не хватает понимания коллег того, как с этим пособием работать. Каждое пособие нужно защитить как диссертацию.
Читать далее »

Немецкий язык. Вводный интегративный курс фонетики. Занятие 32. Приставки ударные и безударные и значение слова (упр. 157 — 159)

  Автор:
  Комментариев нет
  89

Собственно, я забегаю далеко вперед. Теме словесного ударения в словах производных и сложных у меня посвящено отдельное пособие. Но почему-то я не могла удержаться от этой темы на данном этапе.

Раз уж Вам интересно, и Вы дошли до этого занятия,  — прочтите задания и комментарии к ним, прослушайте диктора и проверьте значение слов по словарю. Это будет и для Вас проверкой. Хотите ли Вы продолжать заниматься произношением…?

Кстати, это не формальные задания. Значение слова зависит от распределения ударений, главного и побочного. А в моем пособии есть и словарь, пусть небольшой, т.к. в нем только те слова, что представлены в пособии. Этот словарь я тоже помещу в блоге, но скорее в рубрике — багаж преподавателя. Наверное, чтобы ученик заглянул и туда.
Читать далее »

Немецкий язык. Вводный интегративный курс фонетики. Занятие 31. Аффрикаты (упр.150-151); редуцированный гласный, вокализованный «r», неслоговые гласные (урок 17 упр.152 — 155); ударные и безударный суффиксы и приставки (урок 18 упр. 156)

  Автор:
  Комментариев нет
  79

Аффрикаты, обозначаемые на письме как «z» ( как Zug, иногда «t» перед «i», как в слове  initiieren, помните?) и «tsch» (Deutsch) представляют для носителей русского языка гораздо большую трудность, чем аффриката «pf».

В примерак как Zimt, Zirkus, ziehen Вы слышите непривычный оттенок, совсем не как в русском языке. Мы уже обсуждали эту особенность в уроке, посвященном гласным «i»-образным. Вы помните? Загляните в урок 3, упр. 17 (занятие 8).

Согласный «tsch»звучит и похоже на русский «ч», но опять же отличаются. Почему? Но что-то напоминает…Слышали ли Вы белорусскую речь? Забавно? Как это получается?
Читать далее »

Немецкий язык. Вводный интегративный курс фонетики. Занятие 30. Согласный «l» в трудных сочетаниях, аффрикаты (упр.142 — 149)

  Автор:
  Комментариев нет
  51

Продолжаем осваивать трудные сочетания согласного «l» как в словах Lyrik, Lüge, blühen, Löwe, Löffel и др. в упражнениях «прослушайте — повторите».

Важно, не ослаблять контроля за положением языка, перехода от согласного к гласному. Иначе вместо немецкого произношения получится грубая привычная замена на сочетание аналогичного русского «мягкого» согласного с совсем другими гласными, а именно «u»- и «o»- образными.

Постепенно переходим к шутливым стихам и играм, когда рифма и настроение помогут выполнять тренинг не только с тщанием, но и с хорошим настроением.
Читать далее »

Немецкий язык. Вводный интегративный курс фонетики. Занятие 29. Комплексный тренинг (упр.136 — 142)

  Автор:
  Комментариев нет
  58

Мы уже знакомы со всеми единицами немецкого языка и можем использовать всевозможные артикуляции, будь то гласные или согласные. Но оттачивать эти умения и навыки нужно продолжать.

Наши диалоги могут превращаться в полилоги, насыщенные любимыми гласными и согласными.

Тема кафе, да еще венского, где можно заказать столько разнообразных кофейных напитков и десертов —  это очень приятно. Но, что еще важно при посещении этих чудесных заведений, — это настроение. Легкость и изящество, предупредительность или что-то, что остается скрытым…
Читать далее »

Немецкий язык. Вводный интегративный курс фонетики. Занятие 28. Комплексный тренинг моно- и дифтонгов, продолжение (упр. 131, 132) и согласный «-ng».

  Автор:
  Комментариев нет
  43

Прослушайте упр. 131 и 132, повторите вслед за диктором. Возможно, в одиночку выполнить их как коммуникативные Вам с непривычки не удастся. Пусть. Главное пока — это Ваша «лабораторная» работа, пристальное внимание к своему произношению.

А теперь возьмемся за согласный, который обозначается на письме или диграфом «ng» как в слове lang, eng, singen, в суффиксе -ung или одной буквой «n», но перед «k» в корне слова как в danke, krank, Punkt, trinken.

Речь идет не просто об акцентном или безакцентном признесении отдельных слов, речь идет о понимании. Облегчаем мы коммуникацию или наоборот. Те, кто учил английский язык, в приоритете. Эта артикуляция в немецком языке будет им даваться легко.
Читать далее »

Немецкий язык. Вводный интегративный курс фонетики. Занятие 27. Дифтонги немецкого языка (упр.124 -130)

  Автор:
  Комментариев нет
  45

Продолжаем осваивать все три дифтонга немецкого языка во фразах различной коммуникативной направленности (переспросах, возражениях — упр.125, 126), в поговорках (упр.124), скороговорках (упр.128), детских стихах (упр.130), минидиалогах (упр.129) и упражнениях коммуникативного типа (упр.127). Не упускаем из виду реализацию монофтонгов.

Сначала прослушайте диктора, проанализируйте слоговую структуру слов, ритмический и мелодический рисунок фраз, примеры ассимиляции согласных на стыке слов.

Какие согласные доставляют особенно много забот? Можете ли Вы это предвидеть?
Читать далее »

Немецкий язык. Вводный интегративный курс фонетики. Занятие 26. Комплексный тренинг на «ö»-гласные (упр.116 -119) и дифтонги (упр.120-123)

  Автор:
  Комментариев нет
  83

Фонетический тренинг не остается однонаправленным, даже если в заголовок урока выносится одна только пара гласных. По меньшей мере мы имеем дело с сочетанием, слиянием гласного и согласного. В нашем распоряжении — уже все гласные монофтонги и практически все согласные немецкого языка.

Большое место в курсе занимают упражнения комплексного характера. Так мы закрепляем новые произносительные навыки на употребительной лексике, в часто употребляемых грамматических конструкциях, во фразах и минидиалогах.
Читать далее »

Обучение произношению при помощи театральной методики

  Автор:
  Комментариев нет
  85

Театральная методика обучения иностранному языку избегает прямых грамматических или фонетических объяснений и перевода.

Нужно «навести» на произносительные особенности, уточнить их с помощью игровых упражнений. В работе с родным языком такими упражнениями пользуются логопеды.

Эффективной, наглядной в обучении иноязычному произношению может быть и имитация акцента.

В качестве подсказки можно применять жесты. Их можно придумать, а можно использовать готовую систему обозначения звуко-буквенных образов, подобно системе Р. Штайнера.
Читать далее »

Немецкий язык. Вводный интегративный курс фонетики. Занятие 25. «Ö»- гласные (упр. 110 — 115, урок 12)

  Автор:
  Комментариев нет
  364

Стихи, считалочки и рифмованные игры всегда имели большое значение при изучении иностранного языка, вообще в обучении. Считалочкой «Ich bin Peter, du bist Paul…» с обоими дифтонгами (упр.110) и таким известным и часто искажаемым прощальным «Auf Wiedersehen!» (в которых снова встречается и гласный /е:/) мы завершаем предыдущий цикл уроков и приступаем к новой теме.

Теперь мы приступаем к новой паре гласных монофтонгов, которые обозначаются на письме буквой «ö»- Мы помним с Вами про специальный фонетический язык. На нем эти гласные будут называться «огубленными среднего подъема переднего ряда». Основой для их овладения будут е-образные, т.е. неогубленные того же ряда и подъема.
Читать далее »